Учет расчетов с учредителями: все тонкости бухгалтерского учета

0
(0)

Мечтаете открыть собственный бизнес, но не знаете с чего начать? Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с учредителями — один из ключевых аспектов, о котором нужно позаботиться в самом начале пути. В нашей статье мы подробно разберем все нюансы такого учета. Узнайте, как правильно вести документацию и избежать типичных ошибок. Приступайте к чтению, и дерзайте открывать свой бизнес!

Использование счета 75 «Расчеты с учредителями»: назначение и субсчета

Для учета расчетов с учредителями в бухгалтерском учете используется счет 75 «Расчеты с учредителями». Этот счет предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации.

К счету 75 могут быть открыты следующие субсчета:

  • 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»
  • 75-2 «Расчеты по выплате доходов»
  • 75-3 «Прочие расчеты с учредителями»

Рассмотрим назначение каждого из субсчетов подробнее.

Субсчет 75-1

На субсчете 75-1 учитываются расчеты по вкладам учредителей в уставный капитал организации. Например, при создании ООО на этом субсчете будет отражена сумма уставного капитала согласно учредительным документам и задолженность учредителей по вкладам.

Субсчет 75-2

Субсчет 75-2 предназначен для учета расчетов по выплате доходов учредителям — дивидендов, процентов и т.п. Здесь отражается начисление доходов, удержание налогов и фактические выплаты.

Мужчина работает с финансовыми документами

Субсчет 75-3

На субсчете 75-3 учитываются прочие или разовые расчеты с учредителями, не предусмотренные на других субсчетах. Например, погашение убытка организации за счет взносов учредителей.

Учет вкладов учредителей в уставный капитал

Рассмотрим, как учитываются в бухгалтерском учете вклады учредителей в уставный капитал организации.

  1. Начисление заявленного уставного капитала при создании организации:

    Дебет 75-1 Кредит 80

  2. Поступление вклада в денежной форме:

    Дебет 51 Кредит 75-1

  3. Поступление вклада в виде имущества:

    Дебет счета имущества Кредит 75-1

Таким образом фиксируется сумма задолженности учредителей и ее последующее погашение. А в уставный капитал включается только фактически оплаченная часть.

Совещание в конференц-зале

Особенности расчетов по выплате доходов учредителям

Рассмотрим основные особенности учета расчетов по выплате доходов учредителям на субсчете 75-2.

  1. Начисление доходов:

    Дебет 84 Кредит 75-2

  2. Удержание налога на доходы:

    Дебет 75-2 Кредит 68

  3. Выплата доходов:

    Дебет 75-2 Кредит 51

Важные моменты:

  • доходы могут выплачиваться денежными средствами, имуществом, ценными бумагами;
  • если учредитель работает в организации, доходы начисляются на счете 70;
  • удерживается НДФЛ или налог на прибыль.
Читайте также:  Финансовые операции - это... Определение термина, виды, сущность финансов

Таким образом обеспечивается правильный учет доходов учредителей и налогообложение этих выплат.

Рассмотрим особенности расчета налогов при выплате доходов и возврате имущества учредителям.

Налог на доходы физических лиц

При выплате дивидендов учредителям-физлицам удерживается НДФЛ по ставке 13% от всей суммы дохода.

Если учредитель — юридическое лицо, то удерживается налог на прибыль по налоговой ставке организации.

НДС

Выплата имущества учредителю облагается НДС, если это связано с его предпринимательской деятельностью. Ставка НДС — 20%.

Аналитический учет расчетов с учредителями

Аналитический учет ведется:

  • по каждому учредителю
  • по видам расчетов
  • по датам и суммам расчетов

Это необходимо для получения отчетов по расчетам для конкретных учредителей и видов операций.

Отражение расчетов с учредителями в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерском балансе расчеты с учредителями отражаются:

  • В активе, если есть дебиторская задолженность учредителей
  • В пассиве, если есть кредиторская задолженность перед учредителями

В отчете о финансовых результатах показываются:

  • суммы начисленных доходов в пользу учредителей
  • суммы удержанных налогов

Рассмотрим особенности расчетов государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) с учредителями.

Использование счета 75

ГУП и МУП применяют счет 75 «Расчеты с учредителями» для учета расчетов по имуществу, полученному от учредителя или переданного ему.

Субсчет 75-1

На этом субсчете учитываются расчеты по имуществу, полученному при создании предприятия или переданному в хозяйственное ведение и оперативное управление.

Отражение операций

Операции с имуществом учитываются стандартными проводками:

  • Получение имущества от учредителя при создании предприятия
  • Передача имущества учредителю при реорганизации

Бухгалтерский учет расчетов с учредителями в группе компаний

Если компания входит в состав группы из нескольких организаций, то в ее бухучете предусмотрены следующие особенности:

  • Расчеты с другими компаниями группы учитываются обособленно
  • Составляется сводная консолидированная отчетность
  • Проводится элиминирование внутригрупповых оборотов
Читайте также:  Модернизация ОС: пошаговая инструкция оформления и пример

Это необходимо для исключения искажений показателей отчетности группы в целом.

Для правильной организации учета расчетов с учредителями рекомендуется следующее.

Разработать регламент и график документооборота

Четко определить сроки и ответственных за формирование первичных документов по расчетам с учредителями, проверку, обработку и передачу в бухгалтерию.

Автоматизировать процессы учета

Использовать специализированные бухгалтерские программы для автоматизации рутинных операций, снижения трудозатрат и риска ошибок.

Организовать раздельный учет по учредителям

Выделить отельные субсчета для учета расчетов с каждым учредителем в разрезе видов расчетов. Это упростит получение необходимых данных.

Регулярно сверять расчеты

Проводить сверку расчетов с учредителями для выявления и устранения расхождений, а также предупреждения ошибок и злоупотреблений.

Повышать квалификацию бухгалтеров

Обучать сотрудников бухгалтерии новациям в законодательстве, правилам учета, программному обеспечению — это поможет избежать ошибок.

Следование этим рекомендациям обеспечит прозрачность и корректность учета расчетов с учредителями в компании.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в учете расчетов с учредителями и способы их предотвращения.

Неверное отражение уставного капитала

Ошибки допускаются при отражении суммы уставного капитала, в результате завышается или занижается его размер в учете и отчетности.

Необходимо строго следовать учредительным документам и отражать точную сумму уставного капитала согласно им.

Неправильный учет налогов

Допускаются ошибки в определении объекта налогообложения, ставок налогов, сумм к удержанию при выплате доходов учредителям.

Следует постоянно отслеживать изменения в налоговом законодательстве, привлекать профессиональных налоговых консультантов.

Нарушение сроков выплат

Зачастую нарушаются сроки выплаты дивидендов и распределения прибыли, что влечет штрафы.

Необходим контроль со стороны руководства компании за соблюдением установленных законодательством сроков.

Знание типичных ошибок и внедрение системы внутреннего контроля позволит избежать искажений в учете расчетов с учредителями.

Читайте также:  Образец акта ревизии: как правильно составить в 2023 году

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.