Внесение изменений в ОКВЭД ИП: образец заявления, инструкции

0
(0)

Актуальность кодов ОКВЭД напрямую влияет на возможности ведения бизнеса индивидуальными предпринимателями. Несоответствие зарегистрированных и фактических видов деятельности чревато штрафами и ограничением прав. Чтобы избежать проблем, важно знать, как правильно вносить изменения в ОКВЭД. В этой статье мы подробно разберем процедуру смены кодов ОКВЭД для ИП — от подготовки документов до получения обновленной выписки из ЕГРИП.

Общие сведения об ОКВЭД

ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это система кодирования, определяющая виды предпринимательской деятельности.

Код ОКВЭД состоит из цифр и имеет иерархическую структуру:

  • Первый уровень — разделы (обозначаются 1 цифрой)
  • Второй уровень — подразделы (2 цифры)
  • Третий уровень — группы (3 цифры)
  • Четвертый уровень — виды деятельности (минимум 4 цифры)

Классификатор ОКВЭД включает в себя более 1800 видов деятельности, сгруппированных в разделы. Каждому виду соответствует определенный код.

Зачем нужно менять ОКВЭД

Со временем зарегистрированные при регистрации ИП коды ОКВЭД могут устареть и перестать соответствовать фактическим видам деятельности. Это происходит по разным причинам:

  • Расширение бизнеса и начало новых направлений работы
  • Смена сферы деятельности, перепрофилирование бизнеса
  • Неаккуратное заполнение заявления о регистрации ИП

Риски ведения деятельности по неактуальным ОКВЭД:

  1. Отказ в господдержке и налоговых льготах
  2. Проблемы с применением спецрежимов
  3. Невозможность заключения крупных договоров
  4. Блокировка расчетного счета
  5. Штрафы за несоответствие ОКВЭД фактической деятельности

Поэтому важно своевременно вносить изменения в ОКВЭД и поддерживать их актуальность.

Когда нужно менять ОКВЭД

Согласно Налоговому кодексу, индивидуальный предприниматель обязан уведомить налоговый орган обо всех новых видах деятельности.

Это нужно сделать в течение 3 календарных дней с момента фактического начала осуществления нового вида деятельности.

За нарушение сроков уведомления о новых видах деятельности предусмотрен штраф в размере 5000 рублей.

Порядок внесения изменений в ОКВЭД ИП

Чтобы добавить новые или исключить ненужные коды ОКВЭД, индивидуальному предпринимателю нужно подать заявление в налоговую инспекцию по форме Р24001. Рассмотрим последовательность действий.

Читайте также:  Как рассчитать процент выполнения плана по формуле?

Заполнение формы Р24001

Образец заполнения формы Р24001 представлен ниже. Нужно лишь указать актуальные данные.

Образец заявления

Для внесения изменений в ОКВЭД ИП заполняет листы Д и Е формы Р24001:

  • На листе Д указываются добавляемые или исключаемые коды
  • На листе Е ставятся подпись ИП и дата заполнения

При заполнении листа Д:

  • Новые коды ОКВЭД вносятся в п.1.2 листа Д
  • Исключаемые коды ОКВЭД указываются в п.2.2

Коды ОКВЭД нужно указывать в соответствии с действующим классификатором, минимум 4 знака.

Подача заявления в налоговую

Заявление о смене ОКВЭД можно подать:

  • Лично в налоговую
  • По почте с описью вложения
  • Через представителя по доверенности
  • В электронном виде через сервис ФНС

Госпошлину платить не нужно.

Получение результата

Срок рассмотрения заявления составляет 5 рабочих дней. После внесения изменений в ЕГРИП налоговая вышлет предпринимателю новый лист записи.

Люди обсуждают документы за столом

Особенности смены ОКВЭД ООО

Процедура смены ОКВЭД для ООО имеет некоторые отличия от аналогичной процедуры для ИП. Рассмотрим их.

Без изменения устава

Если в уставе ООО указано, что организация может осуществлять любые виды деятельности, то смена ОКВЭД возможна без внесения изменений в устав.

Для этого заполняется заявление по форме Р14013 и подается в регистрирующий орган.

С изменением устава

Если в уставе прописан закрытый перечень видов деятельности, то потребуется:

  1. Внести изменения в устав ООО
  2. Уплатить госпошлину 800 рублей
  3. Подать заявление по форме Р14013 с новым уставом

Таким образом, для ООО процедура смены ОКВЭД может быть как простой, так и более сложной.

Актуальные изменения процедуры

Порядок внесения изменений в ОКВЭД регулярно совершенствуется. Рассмотрим ключевые нововведения последних лет.

Упрощение процедуры

С 2019 года отменено требование обязательного нотариального заверения заявления о смене ОКВЭД при подаче в бумажном виде.

С 2022 года появилась возможность подачи заявления в электронном виде через сервис ФНС без ЭЦП.

Перспективы дальнейшего упрощения

Планируется полная отмена обязательного уведомления налоговых органов о новых видах деятельности. Изменения в ОКВЭД будут вноситься по желанию предпринимателя.

Читайте также:  Компенсация за использование личного автомобиля: порядок расчета и особенности

Рекомендации по выбору кодов ОКВЭД

При определении нужных кодов ОКВЭД рекомендуется:

  • Анализировать фактические виды деятельности
  • Не указывать слишком общие коды
  • Выбирать основной ОКВЭД с наименьшими взносами в фонды
  • Учитывать особенности применяемого налогового режима

Оптимальное количество кодов ОКВЭД — не более 5-7 наименований.

Ответы на частые вопросы по смене ОКВЭД

Рассмотрим ответы на наиболее актуальные вопросы о процедуре смены ОКВЭД.

Как узнать текущие коды ОКВЭД?

Текущий перечень ОКВЭД можно узнать из выписки ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Получить выписку можно через сервис ФНС или системы вроде СБИС.

Можно ли менять только допкоды ОКВЭД?

Да, можно вносить изменения только в дополнительные виды деятельности, оставив основной ОКВЭД без изменений.

Как быстрее всего сменить ОКВЭД онлайн?

Самый быстрый способ — подать электронное заявление через сервис ФНС или системы вроде СБИС, где процесс максимально упрощен.

Можно ли подавать заявление заранее?

Нельзя. Заявление может быть подано не ранее чем за 3 дня до фактического начала нового вида деятельности.

Куда обращаться если отказали в смене ОКВЭД?

При отказе в смене ОКВЭД можно подать повторное заявление или обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе.

Срок действия кодов ОКВЭД

Зачастую предприниматели интересуются, установлен ли какой-то определенный срок действия присвоенных ОКВЭД или их нужно периодически подтверждать. Ответ таков:

  • Срок действия кодов ОКВЭД не ограничен
  • Подтверждать коды ОКВЭД не нужно
  • ОКВЭД действуют бессрочно, пока предприниматель сам не подаст заявление об их изменении или исключении

То есть формальных оснований для периодического обновления кодов ОКВЭД нет. Однако на практике рекомендуется раз в год-два проверять актуальность зарегистрированных видов деятельности и при необходимости своевременно вносить изменения.

ОКВЭД юридического лица и ИП

Если индивидуальный предприниматель регистрирует юридическое лицо, имеет ли смысл указывать те же коды ОКВЭД, что и у ИП? Рассмотрим несколько моментов:

  • Формальных запретов на совпадение ОКВЭД ИП и юрлица нет
  • Однако такое совпадение может привлечь внимание налоговой как признак ведения незаконной предпринимательской деятельности через ИП
  • Рекомендуется все же указывать для юрлица отличный набор ОКВЭД
  • Это позволит минимизировать риски претензий со стороны налоговых органов
Читайте также:  Пример БДДС в Excel. Бюджет движения денежных средств

ОКВЭД и группы компаний

Если холдинг или группа компаний ведет схожую деятельность в рамках разных юридических лиц, имеет ли смысл указывать для них одинаковые ОКВЭД? Возможны два подхода:

  1. Указание индивидуального набора ОКВЭД для каждой компании группы
  2. Указание одинакового набора ОКВЭД для всех или большинства компаний группы

Первый подход более гибкий и позволяет точнее отразить специфику каждой компании. Второй подход удобен для взаимозаменяемости компаний группы. Выбор зависит от бизнес-модели и предпочтений собственников.

Смена ОКВЭД и уведомление банка

После того, как предприниматель внес изменения в ОКВЭД, нужно ли как-то дополнительно уведомлять об этом свой банк, в котором открыт расчетный счет?

Как правило, нет необходимости специально информировать банк о смене кодов ОКВЭД. Банки самостоятельно отслеживают обновления в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и фиксируют новые коды клиентов.

Тем не менее, некоторые банки просят клиентов предоставлять информацию об изменениях ОКВЭД. В таком случае нужно будет передать в банк копию нового листа записи ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

ОКВЭД и 115-ФЗ

Один из ключевых моментов проверки контрагентов по 115-ФЗ — соответствие их заявленных ОКВЭД фактической деятельности. Какие рекомендации можно дать в этой связи?

  • Регулярно проверять актуальность своих ОКВЭД и при необходимости оперативно вносить изменения
  • Проверять ОКВЭД контрагентов перед заключением договоров
  • Обращать внимание не только на основной, но и на допкоды ОКВЭД
  • Избегать сотрудничества с контрагентами, чьи ОКВЭД явно не соответствуют деятельности

Такая проверка поможет минимизировать риски налоговых претензий к вашей компании.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.