Форма 1 и форма 2 бухгалтерского баланса предприятия: что нужно знать и как заполнять

0
()

Бухгалтерский баланс — основа успешного бизнеса. Узнайте в этой статье, как правильно заполнить форму 1 и форму 2, чтобы ваша отчетность соответствовала закону.

Общая информация о формах бухгалтерской отчетности

Форма 1 и форма 2 — это два основных документа бухгалтерской отчетности предприятия. Форма 1 представляет собой бухгалтерский баланс, а форма 2 — отчет о финансовых результатах.

Помимо этих двух форм, в состав полного комплекта бухгалтерской отчетности входят:

  • Отчет об изменениях капитала
  • Отчет о движении денежных средств
  • Отчет о целевом использовании средств
  • Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Годовую бухгалтерскую отчетность обязаны сдавать все организации без исключения. Срок сдачи — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Для некоторых организаций предусмотрена также обязательная квартальная и месячная отчетность. Это касается, например, государственных и муниципальных учреждений.

Малый бизнес может сдавать отчетность в упрощенном виде, включающем только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Но и для предпринимателей есть ряд ограничений.

C 2019 года все организации обязаны сдавать отчетность только в электронной форме. Исключение сделано только для малого бизнеса — они могут отчитываться и на бумаге.

Форма 1 бухгалтерского баланса: как заполнить

форма 1 и форма 2 бухгалтерского баланса — эти документы имеют унифицированную форму, утвержденную Приказом Минфина РФ No 66н.

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей:

  1. Актив, который включает разделы:
  • Внеоборотные активы
  • Оборотные активы
  • Пассив, куда входят:
    • Капитал и резервы
    • Долгосрочные обязательства
    • Краткосрочные обязательства

    Заполняя актив баланса, нужно следовать таким правилам:

    • Основные средства указывать по остаточной стоимости
    • Незавершенное строительство отражать по фактическим затратам
    • Товары в запасах – по себестоимости закупки

    В пассиве баланса отражают:

    • Собственный капитал (уставный, добавочный, резервный)
    • Прибыль/убыток отчетного периода
    • Кредиты и займы
    • Кредиторскую задолженность
    Читайте также:  Инвентаризация: что это такое, особенности проведения, необходимые бланки и акты

    Данные приводятся в динамике за 3 года. Это позволяет сравнить показатели и выявить тенденции.

    Если в отчетном периоде выявлены ошибки прошлых лет, показатели пересчитываются. Информация об этом раскрывается в пояснительной записке.

    Рассмотрим пример заполнения формы 1 и формы 2 бухгалтерского баланса на конкретном предприятии за 2022 год.

    Форма 2 бухгалтерского баланса: порядок заполнения

    Форма 2 представляет собой отчет о финансовых результатах организации.

    В этом документе раскрывается информация:

    • о доходах компании
    • о расходах
    • о конечном финансовом результате (прибыль или убыток)

    Действующий бланк формы 2 утвержден Приказом Минфина No 66н.

    Основные показатели, отражаемые в форме 2:

    • Выручка от реализации
    • Себестоимость продаж
    • Прибыль (убыток) от продаж
    • Прочие доходы и расходы
    • Чистая прибыль (убыток)

    Отдельные виды доходов и расходов приводятся в отчете со знаком «минус».

    Для компаний, применяющих спецрежимы, есть особенности заполнения данных по налогам.

    Рассмотрим на примере форму 2, заполненную предприятием «Стройматериалы» за 2022 год.

    Наименование показателя 2022 г. 2021 г.
    Выручка 1 500 000 1 200 000
    Себестоимость продаж -1 100 000 -900 000
    Валовая прибыль 400 000 300 000
    Коммерческие расходы -150 000 -100 000
    Чистая прибыль 200 000 180 000
    Портрет уставшей бухгалтерши за работой ночью

    Взаимосвязь показателей форм 1 и 2

    Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах тесно взаимосвязаны.

    Основные показатели из формы 1, которые находят отражение в форме 2:

    • Остаточная стоимость основных средств (учитывается при расчете амортизации)
    • Себестоимость запасов (влияет на себестоимость продаж)
    • Дебиторская и кредиторская задолженность (учитывается при расчете прочих доходов и расходов)

    Из формы 2 в бухгалтерский баланс переносится конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период.

    Сравнивая показатели двух форм, можно выявить ошибки и искажения бухгалтерской отчетности.

    Например, если в балансе завышена себестоимость запасов, это приведет к занижению прибыли в форме 2.

    Читайте также:  Экономическая сущность цены. Определение, особенности и функции

    Ответственность за нарушение правил сдачи отчетности

    Нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности влечет штрафы:

    • для организации — от 5 000 до 10 000 рублей
    • для должностных лиц — от 1 000 до 3 000 рублей

    Если компания вообще не сдает отчетность, штрафы еще выше.

    Отдельно наказывается искажение бухгалтерской информации. Это может быть квалифицировано как мошенничество.

    Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, рекомендуется:

    • Проверять отчетность на предмет ошибок и расхождений
    • Сдавать документы в срок
    • При обнаружении ошибок самостоятельно вносить корректировки

    При возникновении споров следует обращаться в вышестоящие инстанции или суд.

    Беспорядок на рабочем столе бухгалтера

    Аудит бухгалтерской отчетности

    На предприятии форма 1 и 2 бухгалтерского баланса должна проходить ежегодный аудит в таких случаях:

    • У организаций, чья выручка превышает 400 млн руб.
    • У акционерных обществ
    • У кредитных организаций

    Аудиторская проверка предполагает:

    • Анализ учредительных и регистрационных документов
    • Изучение учетной политики компании
    • Проверку первичных документов
    • Анализ бухгалтерской отчетности

    По итогам аудита составляется заключение, которое прилагается к годовому отчету.

    Основные нарушения, выявляемые аудиторами:

    • Нарушения в ведении бухучета
    • Неправильное отражение хозяйственных операций
    • Искажения и ошибки в бухгалтерской отчетности

    Стоимость аудита зависит от масштабов деятельности компании и начинается от 30 000 рублей.

    Бухгалтерская отчетность при реорганизации компании

    Реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования требует составления передаточного баланса.

    Этот документ содержит данные о стоимости чистых активов, передаваемых правопреемнику.

    Передаточный баланс утверждается учредителями реорганизуемой компании и служит основанием для внесения записей в ЕГРЮЛ.

    Реструктуризация задолженности и отражение в отчетности

    Если у компании имеются просроченные обязательства перед кредиторами, может быть принято решение о реструктуризации долга.

    Это означает изменение первоначальных сроков и условий погашения задолженности.

    В бухгалтерском учете реструктуризированные обязательства отражаются в балансе в составе долгосрочной или краткосрочной кредиторской задолженности.

    Читайте также:  Расчет зарплаты по окладу формула: пример

    Санация предприятия и особенности бухотчетности

    Если компания находится в предбанкротном состоянии, может быть инициирована процедура санации.

    Цель санации — восстановление платежеспособности должника и погашение долгов.

    На период санации составляется специальный план санации и отчетность. Это позволяет контролировать процесс оздоровления бизнеса.

    Новые правила бухучета и их влияние на отчетность

    С 2022 года вступили в силу изменения в ряде федеральных стандартов бухучета.

    В частности, это касается учета основных средств, аренды, капвложений.

    Компании должны учитывать эти новшества при составлении образца бухгалтерского баланса формы 1 ,2 за текущий год, чтобы данные соответствовали действующим правилам.

    Автоматизация процесса составления бухгалтерской отчетности

    Чтобы упростить и ускорить процесс формирования отчетности, компании внедряют специальные программы.

    Это позволяет сформировать в автоматическом режиме образец заполненных форм 1 и 2 бухгалтерского баланса на основе данных из программы бухучета.

    К преимуществам автоматизации можно отнести снижение трудозатрат, повышение скорости и точности расчетов.

    Насколько публикация полезна?

    Нажмите на звезду, чтобы оценить!

    Средняя оценка / 5. Количество оценок:

    Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.